Церковь Святой Равноапостольной Нины (архитектор Н. П. Краснов)

Церковь Святой Равноапостольной Нины (архитектор Н. П. Краснов).
Церковь Преображения Господня и св. Нины, Церковь св. Нины.
Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 46.
Церковь Преображения Господня и Св. Равноапостольной Нины была заложена во время строительства имения Харакс 14 января (по старому стилю) 1906 в день именин княжны императорской крови Нины Георгиевны (1901‒1974), старшей дочери великого князя Георгия Михайловича (1863‒1919), владельца имения Харакс. За 5 месяцев до этого, 6 августа (по старому стилю) 1905 в день праздника Преображения Господня в Гамбурге четырехлетней Нине сделали спасительную операцию от дифтерита, бывшего в это время смертельным заболеванием. К возведению церкви и звонницы по своему проекту архитектор Н.П. Краснов, создатель Харакса, приступил в марте 1906. Ввиду сложности исполнения проекта храма, его строительство производилось медленнее, чем строительство усадебных построек. В сентябре 1906 началось сооружение карнизов церкви, а окончание строительства, в целом, пришлось на начало 1908, вместе с окончанием работ по созданию имения «Харакс». Однако, известно, что отдельные доработки в отделке храма продолжились до 1912. Н.П. Краснов в 1913, при представлении в Императорскую Академию художеств, так характеризовал этот объект: «Церковь в имении Его Императорского Высочества Великого князя Георгия Михайловича «Харакс» построена в 1912 г. проектирована в стиле грузинских и армянских церквей на Кавказе – Ахпата и Гелатского собора. Сложена из местного известняка в виде штучных камней, с высечкой орнаментальных частей из того же камня. Крыша церкви исполнена из каменных плит, уложенных по железобетонным сводам. Иконостас высечен из красного полированного известняка. Царские врата, северные врата и киоты местных икон исполнены из бронзы в том же характере». Н.П. Краснов считал церковь Св. Равноапостольной Нины по художественной ценности равной своей главной работе – Ливадийскому императорскому дворцу.
По желанию великого князя вход в церковь украсил мозаичный образ Спаса Нерукотворного, копия иконы в домике Петра I в Санкт-Петербурге, исполненная знаменитой итальянской фирмой А. Сальвиати, которая получила также от великого князя большой заказ на оформление интерьера церкви. Рисунки орнаментов и картины образов для мозаики фирмы А. Сальвиати выполнил художник А. Славцов.
Стилевое и художественное решение этого архитектурного объекта явилось на ЮБК продолжением традиции, предложенной архитектором И.А. Монигетти при разработке проекта и строительстве придворного храма в царском имении «Ливадия», а затем «подхваченной» академиком архитектуры А.А. Авдеевым при создании храма Покрова Божьей Матери в великокняжеском имении «Ореанда», когда, кроме греко-православной традиции (византийской), привносился и причерноморский историко-ландшафтный элемент (храмовая традиция Кавказа и Закавказья).
Островерхая церковь, воздвигнутая на холме над усадьбой имения, удачно композиционно вписалась в «шотландский островерхий стиль усадьбы», создавая архитектурное «триединство» ‒ «Дворец + Свитский дом + храм», в зрительном фокусе со стороны южного фасада дворца «Харакс». Церковный холм с устремленным ввысь храмом был «последней зрительной ступенькой» перед «горной вершиной» ‒ зубцами горы Ай-Петри, горы Святого Петра, служившей величественным фоном архитектурной композиции.
В 1920-х предпринималась неудачная попытка взорвать церковь, затем до самой Великой Отечественной войны здание использовалось (без уничтоженного взрывом барабана и шатра) для размещения электростанции санатория «Харакс». С конца 1940-х вплоть до начала 1990-х здание храма было основой жилой пристройки (в которой проживали сотрудники санатория «Харакс» (с 1955 ‒ «Днепр»)». Далее здание вновь начало использоваться как храм (жилая пристройка сохранялась до 2011) с поставленной на его верх круглой маковкой (в «русском» стиле) и новым интерьерным наполнением. После возведения рядом новой церкви «Иконы Божьей Матери «Нерушимая стена» (2011) в храме св. Нины начался процесс реконструкции (не вполне реставрация), но внешне от стал похож на свой первоначальный вид. Давно исчезла звонница, весь церковный холм пострадал от хаотической застройки, особенно, в последние 30 лет и перестал быть компонентом композиционного архитектурного целого.
Меры, соответствующие статусу и значению памятника, безусловно, должны подразумевать возвращение, хотя бы частично, к первоначальному виду окружающего храм пространства, профессиональный реставрационный подход к его восстановлению. Необходимо включение церкви в дворцово-парковый ансамбль имения «Харакс», разработка Предмета охраны памятника, Границ его территории и Зон охраны, с непременной регенерацией ценной ландшафтной исторической среды.

Литература

Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. Симферополь, 2002.
Калинин Н.Н., Кадиевич А., Земляниченко М.А. Архитектор Высочайшего Двора. Симферополь, 2003.
Сёмина Н.Н. Харакс: свидетель двух закатов. Симферополь, 2008.
Автор статьи
СЁМИНА Наталья Николаевна (Ялта)
Дата написания
28.08.2019
Сохранность: Сохранен с существенными утратами
Необходима полная научная реставрация памятника с воссозданием утраченных элементов и внутреннего убранства, с разработкой Предмета охраны, Границ территории и Зон охраны, с регенерацией исторической среды.
Государственный реестр
ОКН: 911711012350005
Охранный статус: Регионального значения
Постановление Совета Министров Республики Крым № 627 от 20.12.2016
Типы памятника
Памятник церковной архитектуры
Современное использование
Памятник находится в пользовании МРО «Православный приход храма святой Равноапостольной Нины, пгт. Гаспра, ГО Ялта, РК, Симферопольской и Крымской епархии».
Доступность: Ограниченная
Храм св. Нины доступен для осмотра снаружи, находится на церковном дворе рядом с новой действующей церковью Иконы Божьей Матери «Нерушимая стена».
Связь с другими объектами
Дворцово-парковый ансамбль имения «Харакс»
Харакский, парк-памятник
Персоны
Авдеев Алексей Александрович, архитектор;

Георгий Михайлович, великий князь;

Краснов Николай Петрович, архитектор;

Монигетти Ипполит Антонович, архитектор;

Нина Георгиевна (в замуж. княгиня Чавчавадзе), княжна императорской крови;

Славцов Андрей Семенович, художник.