Храм Святого Архистратига Михаила (архитекторы Ф.Ф. Эльсон, О.Э. Вегенер)

Храм Святого Архистратига Михаила (архитекторы Ф.Ф. Эльсон, О.Э. Вегенер).
Храм Святого Михаила.
Алупка, ул. Ленина, 4.
Первый храм архистратига Михаила был заложен в 1820 на западной окраине Алупки по заказу владельца имения, графа М.С. Воронцова, по проекту первого архитектора Крыма Филиппа Федоровича Эльсона (1793‒1867). Тогда новороссийский генерал-губернатор только начал обустраивать свои новые крымские владения и, судя по всему, был увлечен идеей сделать из своего южнобережного имения своего рода Парнас. Именно поэтому его первые постройки выполнены в нарочито классицистском стиле (см. например павильон «Чайный домик» в Алупкинском парке). Церковь архангела Михаила была построена по подобию афинского храма Гефеста («Тезейона») – периптер на стилобате, сложенный из гаспринского известняка и увенчанный крестом на фронтоне с алтарной стороны. В конце XIX в. оползень существенно повредил единственный на тот момент православный храм Алупки и Таврической духовной консисторией было принято решение о строительстве нового здания.
Место выбрали чуть выше по склону над морем, на более ровной площадке рядом с алупкинским кладбищем. Кроме того, площадку укрепили подпорными стенами, выровняли и расчистили. Работами руководил архитектор Оскар Эмильевич Вегенер (1851 ‒ после 1930), взявший за основу проект Хрисанфа Константиновича Васильева (1851‒?). Заложили храм в 1903, однако строительство шло медленно из-за нехватки средств. Завершена постройка церкви была только к 1908.
8 ноября 1908 храм Архистратига Михаила в Алупке был торжественно освящен. Это была крестообразная в плане пятиглавая церковь в «византийском» (неорусском) стиле. Материалом для стен послужил все тот же гаспринский известняк (частично взятый с развалин первоначальной церкви). Автор проекта принял интересное решение, серьёзно влияющее на восприятие тектоники храма: стены и их части, воспринимаемые как несущие, были сложены из блоков известняка, а плоскости между ними – из кирпича и облицованы известняковыми плитами неправильной формы, с имитацией циклопической кладки. В целом же декоративное оформление храма мало чем отличалось от других храмов в византийском стиле — то же преобладание неордерных массивных колонн, любовь к полуколоннам и аркадным закомарам, ритмизация фасадов поперечными резными орнаментальными тягами и т.д. Кроме самого храма, площадка вокруг которого намеренно не застраивалась (за исключением деревянной сторожки), ниже, у дороги между Алупкой и Алупкой-Сарой были построены дом причта и здание церковно-приходской школы.
После установления в Крыму советской власти у православной общины Алупки получилось временно восстановить богослужения в храме в 1923, но ненадолго. Во время землетрясения 1927 здание пострадало и власти воспользовались поводом, чтобы закрыть храм. Настоятеля репрессировали, а восстановление самого здания признали «нецелесообразным». Поврежденные купола разобрали, а в церкви устроили склад, который и был там вплоть до 1990, когда храм снова передали верующим. В течение последних 30 лет в храме с разной периодичностью проходили ремонтно-«реставрационные» работы. С некоторыми неточностями восстановлены купола — например, закомары, на которые опирается барабан центрального купола, выглядели иначе; была достроена шатровая колокольня над крыльцом входа. Но главным изменением, снижающим общее архитектурное качество реставрации объекта, следует признать решение оштукатурить те элементы фасада, которые были выложены из неоштукатуренных известняковых блоков. Кроме того, площадка вокруг храма с западной и восточной сторон от него была застроена предположительно жилыми домами или пансионами, что сделало практически невозможным целостное визуальное восприятие объекта (тогда как с юга и севера это было и так невозможно сделать из-за особенностей рельефа).
Следует признать, что несмотря на перечисленные недостатки само здание храма достаточно хорошо сохранилось. Все произошедшие с ним изменения обратимы. Объект является важной архитектурной и культурной доминантой Алупки. На исторических фотографиях мы даже видим визуальную взаимосвязь между храмом и комплексом Воронцовского дворца. Кроме того, его положение в центральной части города, вблизи автостанции, делает его важной точкой как туристического, так и паломнического посещения.

Литература

Вертинский А.Ч., Филиппов В.Л. Иллюстрированный путеводитель «Привет из Алупки». Евпатория, 2017.
Галиченко А.А. Старинные усадьбы Крыма. Симферополь, 2008.
Автор статьи
БОВАРЬ Виталий Викторович
Дата написания
26.08.2019
Сохранность: Удовлетворительная
Сохранен, однако утрачено историческое планировочное решение площадки вокруг храма. Присутствует диссонирующая современная застройка в непосредственной близости к объекту культурного наследия. Само здание также подверглось некоторым изменениям, часть из которых негативно сказывается на сохранности и целостности памятника. Необходима разработка Предмета охраны, границ территории и зоны охраны объекта культурного наследия, для его корректной реставрации и предотвращения дальнейшего искажения исторической среды.
Государственный реестр
ОКН: 911711012160005
Охранный статус: Регионального значения
Постановление Совета Министров Республики Крым № 627 от 20.12.2016
Типы памятника
Памятник церковной архитектуры
Современное использование
Действующий храм
Доступность: Свободная
Персоны
Васильев Хрисанф Константинович, архитектор;

Вегенер Оскар Эмильевич, архитектор;

Воронцов Михаил Семенович, граф;

Эльсон Филипп Федорович, архитектор.