Монумент «Дружба детей Мира»

Монумент «Дружба детей Мира».
(скульптор Э.И. Неизвестный, архитектор А.Т. Полянский, художники Д.Я. Бодниекс, X.М.Рысин).
Гурзуф, Международный детский центр «Артек»

После национализации южнобережных имений Крыма, 16 июня 1925 был официально открыт первый в СССР «Лагерь-санаторий в Артеке» для детей, страдающих туберкулезной интоксикацией. Первоначально лагерь состоял из четырёх больших брезентовых палаток, через два года на берегу были поставлены лёгкие фанерные домики. Название урочища Артек закрепилось в качестве собственного имени лагеря к 1930, когда в верхнем парке был построен первый корпус для круглогодичного приёма детей. Он получил наименование «Верхний лагерь», а палаточный у моря — «Нижний» (ныне – «Морской»). На территории Артека в разное время было установлено значительное количество монументальных произведений. Все они созданы в послевоенный период, более ранние памятники были разрушены во время Великой Отечественной войны.
В 1958 «Артек» был окончательно передан из подчинения медицинским ведомствам в ведение ЦК ВЛКСМ. В 1959 начались работы по воплощению в жизнь проекта т.н. «Большого Артека», был разработан новый Генеральный план развития лагеря. До этого времени, до и после Великой Отечественной войны, облик «Артека» определяли сохранившиеся исторические постройки и парковые сооружения курорта «Суук-Су» и других дач и имений, новые сооружения строились в духе советского курортного «Большого стиля», в этой же стилистике были исполнены и произведения монументальной пластики, в первую очередь – памятник И.В. Сталину, и малые архитектурные формы. Эта архитектурная и художественная стилистика требовала пересмотра в контексте международной активности лагеря «Артек», бывшего витриной «передового социалистического общества», устремленного в будущее. Руководителем проекта стал директор (с 1958) ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий Анатолий Трофимович Полянский (1928–1993) – выдающийся советский архитектор, народный архитектор СССР (1980), действительный член Академии художеств СССР (1976). Многие его работы вошли в число наиболее ярких и значимых объектов, определивших понятие «советский модернизм». Наиболее значимым проектом архитектора, реализованным на поприще санаторно-курортного строительства, стал комплекс «Артек» – лагеря «Морской» им. Пальмиро Тольятти (1960–1961), «Прибрежный» (1960–1964) и «Горный» (1967). В основу проекта легла идея, перекликающаяся с концепцией «Дом-Ино» Ле Корбюзье. Складывающиеся из специально выпускавшихся для этого проекта стандартных железобетонных элементов модули были использованы для создания согласованных с живописным рельефом местности пространственных композиций. Изящно нарисованные, легкие, пронизанные светом и воздухом павильоны сразу же после завершения строительства стали символом новой архитектуры. За реализацию проекта «Новый Артек» А.Т. Полянский был удостоен Государственной премии СССР (за проект лагеря «Прибрежный», 1967) и премии Ленинского комсомола (1978).
Новая архитектурная идея требовала стилистически новых декоративных дополнений – монументальных сооружений и малых архитектурных форм. Автором монумента «Дружбе детей мира» стал выдающийся русский и советский, а впоследствии – американский скульптор Эрнст Неизвестный (1925–2016). Работы Э. Неизвестного разительно отличались от привычной станковой скульптуры тех лет. Эрнст Неизвестный к 1966–1967 был уже международно известным и отчасти скандальным художником. Он был новатором и на его примере можно было показать, как советская страна современна и открыта разным течениям. Его художественные приемы соответствовали идеям архитектуры модернизма, его артистическая идеология была чрезвычайно экспрессивна и универсальна. Таким образом, для коллектива проектировщиков «Нового Артека» во главе с А.Т. Полянским он был прекрасным кандидатом на заказ памятника, который должен был усилить впечатление от ансамбля. Монумент «Дружба детей мира» во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» стал наиболее значительным произведением Э. Неизвестного в советский период его творчества. Этот памятник имел для Э. Неизвестного и личное значение – в 1934 скульптор сам отдыхал в «Артеке». По некоторым сведениям, еще до начала работы Э. Неизвестный приезжал в Артек, где, совместно с А.Т. Полянским выбрал место для памятника. Выбор именно этого места в самом центре символического Артека, на берегу давшей имя лагерю реки и у самой кромки морского берега был чрезвычайно удачен. Здесь скульптурно-архитектурная композиция оказывалась полностью вписана в ландшафт, а огромный барельеф казался как бы высеченным из горного склона.
Несомненно, что с самого начала каменный барельеф проектировался в единстве с архитектурным элементом площадки – круглым помещением в центре, мостом и дорожкой вдоль памятника, с лестницей на нижнюю площадку, и с декоративным оформлением центральной части монумента, расположенной на крыше круглого павильона, на уровне барельефа. Генеральным проектировщиком всего сооружения и, судя по всему, архитектором монумента, были ЦНИИЭП и А.Т. Полянский.
Строительства монумента «Дружбе детей мира» началось в 1965. Рижский Художественно-производственный комбинат «Максла» (республиканское производственное объединение при Союзе художников ЛССР) – изготавливал металлические детали архитектурно-художественного убранства монумента, а также занимался монтажом всего сооружения в Артеке, там работали соавторы Э. Неизвестного, известнейшие латвийские художники по металлу Х.М. Рысин (Haims Risins, 1911–1998) и Д.Я. Бодниекс (Džems Bodnieks, 1910–1987). Скульптор, художники и архитектор были к тому времени признанными мастерами, работавшими с заказами в том числе и высшего руководства партии и страны. Проект напрямую финансировался ЦК ВЛКСМ и был призван объединить лучших авторов ради создания выдающегося произведения.
Открытие монументальной композиции неоднократно откладывалось. Э. Неизвестный с женой и дочерью находился в Крыму, завершая работу. Примерно тогда же Э. Неизвестный мог исполнить и несколько небольших работ, украшающих парк «Артека». Монумент был открыт в июле 1967. 150-метровый полуовальный барельеф представлял разрывающего цепи и несущего огонь Прометея, руку, прикрывающую пламя, и пять изображений лиц детей разных национальностей. Рядом высечены слова: «сердцем пламенем / солнцем сиянием / костром заревом/ дети шара земного / дорогу дружбы / труда счастья / мира свободы / равенства братства / навсегда озарим». Барельеф обрамлял двухуровневую площадку на склоне. По мосту через речку с дорожки парка посетитель попадал на верхний уровень, на котором установлен барельеф. Проход вдоль барельефа с одной стороны спускался на первый уровень полого, с другой – переходил в лестницу. Площадка и лестница с трех сторон окружали построенное из железобетона и стекла круглое помещение «Комнаты мира», вход в которую располагался со стороны моря. Крыша «Комнаты мира», в уровне площадки барельефа, представляла из себя декоративную композицию из листовой меди на металлическом каркасе. На вогнутой плоской поверхности были контуром обозначены континенты, сходящиеся к центру. Символические лучи с каждого из континентов объединялись в центре композиции, из которого три высоких луча в виде обелиска поднимались на высоту около 10 метров, создавая вертикальную доминанту памятника. Вокруг центральной оси декоративной композиции по спирали располагались макеты корпусов «Нового Артека», символизируя центр творческой мирной энергии детства, охраняющей пламя человеческого сердца. Площадка перед входом в «Комнату мира», проход вдоль барельефа, мостик и лестница были отделаны природным камнем и бетоном, на склоне над барельефом были высажены деревья и кустарники. Это место сразу стало очень популярным, сохранилось множество фотографий школьников рядом с монументом. Монумент использовался как место отправления знаменитой «бутылочной почты мира», на стене «Комнаты мира» был установлен почтовый ящик для отправления открыток. Символизм монумента был понятен каждому, он был на виду у международных делегаций, а его уничтожение из-за опалы Эрнста Неизвестного вызвало бы неизбежную реакцию и комментарии. В конечном итоге, это в числе прочего и помогло уберечь памятник от разрушения.
В связи с разразившейся травлей и последовавшей высылкой Э. Неизвестного из СССР авторство скульптора в дальнейшем не указывалось вплоть до 1990-х.
Композиционное единство и художественная выразительность всех элементов монумента «Дружбе детей мира» делало его выдающимся памятником советского модернизма, гармонически сочетавшим элементы архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Монумент в Артеке – единственный памятник Э. Неизвестного, периода до эмиграции, единственное произведение художника на территории Крыма. Уникальность монумента обусловлена его местоположением, историей создания, личностью создателя. В связи с масштабной реконструкцией МДЦ «Артек» и практически полной утратой архитектурного замысла А.Т. Полянского, этот памятник – также уникальный пример эстетики модернизма, сохраняющий память о выдающемся ландшафтно-архитектурном произведении 1960–1970-х. Монументу остро необходима научная реставрация с воссозданием утраченных элементов композиции и утверждение Зон охраны, для предотвращения утраты видовых раскрытий и сохранения ландшафтной композиции памятника.

Литература

Кондрашенко Л. Артек. Симферополь, 1966.
Пекарева Н.А. Всеобщая история архитектуры. Том 12. Кн. 1. Архитектура СССР. М., 1975.
Погодин С. «Артек» — как много в этом слове… // Время, №4. 3 апреля 1917 года. С. 22
Погодин С. Эрнст Неизвестный и «Артек» //Уральский следопыт. Август, 2017.
Полянский А.Т. Артек. М., 1966.
Автор статьи
МЕДВЕДЕВА Анастасия Евгеньевна (Санкт-Петербург)
Дата написания
12.09.2019
Сохранность: Под угрозой
С распадом СССР за два десятилетия всемирно известный детский лагерь пришел в полный упадок, как и памятник. В 1990-е с металлических частей композиции полностью была снята листовая медь, крыша «Комнаты мира» стала протекать, стены – разрушаться, что привело к фактической утрате всей центральной части монументальной композиции. Больше повезло барельефу работы Э. Неизвестного. Большие каменные блоки на железобетонном основании пострадали от атмосферного воздействия – растительности, выветривания и солнечного света, но больших утрат не возникло. Монумент «Дружба детей Мира» не сохранялся и не ремонтировался должным образом на протяжении длительного времени, в связи с чем в настоящее время находится в аварийном состоянии, многие ценные элементы памятника утрачены.
В настоящее время на месте монумента «Дружба детей мира» сохранились элементы объемно-планировочного решения территории – мостик, лестница и площадка, остатки стен «Комнаты мира», и скульптурная композиция – барельеф «Прометей» работы Эрнста Неизвестного. В этом виде памятник представляет собой лишь фрагмент первоначального замысла, не передающий пластическую архитектурно-художественную идею своих авторов.
Государственный реестр
ОКН: 911710902180005
Охранный статус: Регионального значения
Постановление Совета Министров Республики Крым № 627 от 20.12.2016.
Типы памятника
Памятник монументального искусства
Доступность: Ограниченная
Монумент находится на закрытой для туристов территории. В связи с аварийным состоянием частей монумента доступ к нему ограничен.
Персоны
Бодниекс Джемс Янович, художник;

Неизвестный Эрнст, скульптор;

Полянский Анатолий Трофимович, архитектор;

Рысин Хаим Михайлович, художник.