Комплекс сооружений Воронцовского дворца

Воронцовский дворец, Алупкинский дворец
Алупка, Дворцовое шоссе, 18
Алупка в первой половине XIX в. представляла из себя небольшую преимущественно татарскую деревню на Южном берегу Крыма. В 1824 генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии граф Михаил Семенович Воронцов (1782‒1856) начал покупать здесь участки земли, самый большой из которых был приобретен у командира Греческого Балаклавского батальона, полковника Ф. Ревелиотти, затем меньшие – у местных жителей. В том же году граф Воронцов начал застройку территории своего имения по проектам архитектора Т. Харрисона (1744‒1829). Непосредственным исполнителем архитектурных замыслов стал Ф.Ф. Эльсон (1793‒1867). Первым сооружением стал временный дом для владельцев имения, так называемый Азиатский павильон (1829), перестроенный впоследствии.
Тогда же в имение Воронцова был нанят австрийский садовник К.А. Кебах (1799‒1851). Он занялся планировкой территории парка и посадками. Основным источником саженцев являлся Никитский ботанический сад, откуда были получены первые виноградные лозы, оливы, фруктовые деревья и множество кипарисов. В 1872 в парке имелось 267 видов растений, в том числе 238 видов древесно-кустарниковой растительности, по большей части, завезенной из разных стран мира.
Англоман М.С. Воронцов, после нескольких попыток застраивать Алупку в классическом стиле (первая церковь Архангела Михаила, Чайный домик в парке), решил обратиться к традиции английского романтизма и нанял выдающегося английского архитектора Эдварда Блора (1787‒1879), который в 1832 подготовил проект дворца имения. Для непосредственной реализации проекта в Алупку прибыл архитектор Уильям Хант (Вильям Гунт).
Весь дворцовый комплекс является группой построек, растянувшейся вдоль террасного уступа гористого участка с запада на восток. Три архитектурных манера являются стилистическими доминантами комплекса: английская неоготика, «мавританский стиль» (индо-мусульманская архитектура XVI в.) и т.н. «стиль Тюдор». Первый стал основой для Хозяйственного корпуса, северного фасада Шуваловского корпуса и всего Шуваловского проезда. Второй выражен в южном фасаде Главного корпуса с монументальным порталом-«Альгамброй», отчасти – в его же северном фасаде и оформлении Библиотечного корпуса. В тюдоровском стиле оформлен южный фасад Шуваловского корпуса и некоторые элементы северного фасада Главного корпуса. Строительство Главного корпуса – центральной его части и Парадной столовой началось в 1833, корпус был в основном закончен к 1841, однако отделочные работы в интерьерах, а также сооружение прочих корпусов комплекса оттягивали окончательное завершение проекта. Окончательно Главный корпус был завершен к 1848.
С востока, продолжаясь помещением Гардеробной, с Главным смыкается Библиотечный корпус – одноэтажное здание на высоком цоколе, построенное на значительном перепаде высоты. Работа над постройкой корпуса началась 12 ноября 1838 и затянулась до августа 1848. Начало работ по возведению Шуваловского корпуса (общее название для Гостевого корпуса и Шуваловского флигеля), наиболее корректно было бы отнести к 1838, когда был заложен Гостевой корпус. В 1844, после женитьбы графа Андрея Павловича Шувалова (1816‒1876) на дочери М. С. Воронцова Софье Михайловне к Гостевому корпусу был пристроен Шуваловский флигель. Весь корпус представляет из себя каменное строение, одноэтажное в части Шуваловского флигеля и двухэтажное в части Гостевого корпуса. Сам гостевой корпус и Шуваловский флигель присутствуют уже на чертежах Э. Блора. В ходе строительства проект был откорректирован У. Хантом. Напротив Шуваловского расположен Хозяйственный корпус. Так же, как и Шуваловский, Хозяйственный корпус изначально замысливался Блором, но претерпел некоторые изменения в ходе строительства. Хозяйственный корпус начали строить позже других – в 1843, на месте, где и ранее находились постройки хозяйственного назначения: конюшни, кухня, кузница и прачечная. Между Хозяйственным и Главным корпусом был сооружен подземный ход из кухни в подвал под Парадной столовой. К 1846 основные работы по Хозяйственному и Шуваловскому корпусам были завершены, тогда же продолжились работы в южной и западной частях Хозяйственного корпуса и его двора, Шуваловском флигеле и Шуваловском проезде. В Главном корпусе незаконченными оставались только терраса Парадной столовой и водопровод. На окончательное их завершение потребовалось еще два года.
Параллельно и даже, в некоторых случаях раньше, с работами над дворцовыми корпусами велось оформление паркового пространства, сочетавшего в себе элементы как регулярного, так и ландшафтного проектирования. Это около 40 Га земли, которые структурно разделены на Нижний парк, спускающийся от Главного корпуса террасами к морю, центральную регулярную Парадную часть непосредственно перед дворцом, западно-приморскую часть и Верхний парк с Большим и Малым хаосами. Планировкой парка с самого начала и до своей смерти занимался К. Кебах. Ф. Эльсону принадлежит проект построенного в 1829 Чайного домика – павильона в классическом стиле на берегу моря, У. Ханту — проект фонтана «Трильби». От этого фонтана в глубину парка уходила пергола для роз, установленная в 1833 по инициативе Н.А. Гартвиса – директора Никитского ботанического сада, который внес большой вклад в оформление Воронцовского парка. Главным пространствообразующим элементом этой части Верхнего парка является каскад из трех прудов к востоку от Большого Хаоса (с фонтаном-пирамидой У. Ханта, предположительно 1836 постройки). Верхний парк соединяется с Большим и Малым Хаосами. «Хаосы» – природные россыпи крупных кусков магматической породы – были «вплетены» в структуру парка, создавая лабиринт из дорожек и тропинок.
К северу от Главного корпуса, западнее Хаосов, в 1848 по проекту У. Ханта был построен каменный «Павильон над бассейном» и примыкающий к нему с севера подводивший воду в бассейн акведук. С южной стороны, на верхнюю террасу парка к Главному корпусу ведет диабазовая лестница, вдоль которой в 1848 были установлены 6 скульптур львов из каррарского мрамора, исполненные в мастерской скульптора Винченцо Бонани. Мраморные фонтаны «Амуры», фонтан слез «Мария», восточный и западный каскадные фонтаны дополняли парковый ансамбль на протяжении 1840-х.
После Октябрьской революции и отступления войск Врангеля, Воронцовский дворец был национализирован — последней его владелицей была Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова (1845‒1924). 11 августа 1921 указом КрымРевКома Главный корпус Воронцовского дворца был превращен в музей истории и быта. Хозяйственный корпус в 1923 поступил в ведение Наркомздрава. В 1926‒1928 под руководством архитектора-инженера А. Рыбкина в Хозяйственном корпусе была произведена первая крупная перепланировка – первый этаж был приспособлен под нужды санатория, были установлены ванные и открыта поликлиника. Вместо деревянных полов на месте конюшен (каждое стойло было превращено в ванную) был устроен покрытый метлахской плиткой бетонный пол.
Дворец сильно пострадал от землетрясения 1927: повредились верхушки дымоходов и пинаклей, образовалась трещина в аттике южного портала, кладка стен Шуваловского корпуса частично обрушилась.
После освобождения Крыма советскими войсками в 1944 дворец начали спешно готовить к приему британской делегации на время Ялтинской конференции государств-союзников. После окончания конференции Воронцовский дворцовый комплекс перешел в ведение НКВД СССР и находился в статусе госдачи до 1952, принимая высокопоставленных советских чиновников. В 1952‒1956 дворец вновь стал использоваться санаторием. В 1956 в Главном и Библиотечном корпусах Воронцовского дворца снова открылся музей. Тогда же был произведен капитальный ремонт Хозяйственного корпуса, формально не изменявший облик здания. После передачи Хозяйственного корпуса музею (в 1988) в 1990‒2000-х был произведен ряд ремонтных работ по всему комплексу строений музея. В настоящее время комплекс сооружений Воронцовского дворца продолжает функционировать в качестве музея.
Дворцово-парковый комплекс в Алупке является одним из ключевых в историко-культурном ландшафте Южного берега Крыма. Это, пожалуй, самая крупная частновладельческая усадьба полуострова. Отличительной особенностью Воронцовского дворца нужно признать крупный ландшафтно-регулярный парк, с многочисленными малыми архитектурными формами, парковой пешеходной сетью, коммуникациями и павильонами.
На данный момент охранный статус парка регулируется охранным законодательством (как объект культурного наследия) лишь фрагментарно — как конгломерат парковых сооружений, а не в своей целостности и взаимосвязи с дворцовым комплексом, что не может не вызывать сущностных проблем в деле охраны данного дворцово-паркового комплекса.

Литература

Галиченко А.А. Николай Гартвис и коллекция роз Императорского Никитского ботанического сада // Бюл. Никит. ботан. сада. Вып. 83. 2001. С. 16‒19.
Галиченко А.А., Царин А.П. Алупка. Дворец и парк. Киев, 1992.
Тимофеев Л.Н. К вопросу о генезисе композиции Воронцовского дворца в Алупке // История и теория архитектуры и градостроительства. Л., 1980. С. 150‒154.
Тимофеев Л.Н., Царин А.П. Алупкинский дворец-музей. Путеводитель. Симферополь, 1981.
Филатова Г.Г. Творческое наследие Эдуарда Блора // Воронцовы и Англия: Материалы IV Крымских международных Воронцовских научных чтений. Симферополь, 2002.
Ширяев С.Д. Алупка. Дворец и парки. Симферополь, 1927.
Brett, Charles. Alupka Palace // Country Life. 2002. July, 25. Р. 74‒79.
Автор статьи
БОВАРЬ Виталий Викторович
Дата написания
29.09.2019
Сохранность: Удовлетворительная
Воронцовский дворец находится в удовлетворительном состоянии, Тем не менее, дворцовому комплексу и парковым сооружениям необходимы научные реставрационные работы, воссоздание отдельных утраченных элементов.
Парк Воронцовского дворца в настоящее время не выявлен в качестве объекта культурного наследия, он имеет статус ООПТ, что противоречит российскому законодательству. Необходимо выявление памятника ландшафтной архитектуры – парка Воронцовского имения в Алупке, с его включением в состав ансамбля и определением его Предмета охраны, для дальнейшей реставрации. Для предотвращения утраты ценного доминирующего положения дворцово-паркового ансамбля в ландшафте необходима разработка и утверждение Зон охраны памятника, сохраняющих окружающие территории Алупки от диссонирующей застройки и уничтожения исторической градостроительной среды.
Государственный реестр
ОКН: 911520360520006
Охранный статус: Федерального значения
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2073-р от 17.10.2015

В составе комплекса охраняются:
Главный корпус
Библиотечный корпус
Шуваловский корпус
Хозяйственный корпус
Чайный домик и парковые сооружения
Памятник на братской могиле красногвардейцев (архитектор Я.П. Бирзгал), 1918-1920 годы
Азиатский павильон, XIX век
Парк-памятник садово-паркового искусства «Алупкинский»
Типы памятника
Дворцово-парковый ансамбль
Музей-заповедник
Современное использование
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Доступность: Свободная
Доступ в парк круглосуточный
Связь с другими объектами
Главный корпус [Воронцовского дворца]
Библиотечный корпус [Воронцовского дворца]
Шуваловский корпус [Воронцовского дворца]
Хозяйственный корпус [Воронцовского дворца]
Чайный домик и парковые сооружения
Памятник на братской могиле красногвардейцев (архитектор Я.П. Бирзгал), 1918-1920 годы
Азиатский павильон
Алупкинский, парк-памятник
Персоны
Блор Эдвард, архитектор;

Бонани, Винченцо;

Воронцов Михаил Семенович, граф;

Воронцова Софья Михайловна;

Воронцова-Дашкова Елизавета Андреевна, графиня;

Гартвис Николай Андреевич, директор Никитского ботанического сада;

Кебах Карл Антонович, садовник;

Ревелиоти Феодосий Д.;

Рыбкин А., архитектор;

Хант Уильям (Гунт Вильям), архитектор;

Харрисон Томас, архитектор;

Шувалов Андрей Павлович, граф;

Эльсон Филипп Федорович, архитектор.
Интернет ссылки
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник