Здание Ай-Тодорского маяка

Ай-Тодорский маяк
Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 11
Ай-Тодорский маяк принадлежит к числу старейших маяков Крымского полуострова, появление которых в первой трети ХIХ века отражает последовательное развитие Гидрографической службы Черноморского флота России, представлявшей уже к концу века законченную сеть маяков, обеспечивающих безопасность морской навигации.
Инициатором строительства маяка на мысе Ай-Тодор был губернатор новороссийский и бессарабский, граф М.С. Воронцов, который в 1834 обратился к прославленному российскому флотоводцу и мореплавателю, открывателю Антарктиды, командующему Черноморским флотом, адмиралу М.П. Лазареву (1788-1851) о возможности строительства маяка на мысе Ай-Тодор, чтобы «…точно указывал путь судам, идущим… в Ялту, которая вскоре станет пристанищем всех судов, идущих с юга…».
По непосредственному распоряжению адмирала М.П. Лазарева было избрано удобное место на юго-западном отроге мыса, и маяк был возведен в 1835 практически на месте, как оказалось, античного римского маяка крепости «Харакс» I-III вв. н. э. (научное подтверждение ее существования на юго-западном отроге мыса Ай-Тодор было сделано в 1900).
Остатки фундамента античного предшественника, найденные при строительстве нового маяка, свидетельствовали в пользу удачно определенного черноморской гидрографической службой места для него. С этой точки, значительно выдающейся в море по отношению к береговой линии, в античные времена можно было контролировать прибрежный сектор моря на расстоянии в 40 миль.
Высота отвесного склона мыса над уровнем моря составляет 80 м, что позволило не возводить «высотный» вариант маячной башни. Считается, судя по античному фундаменту, что и в римские времена маяк не превышал двухэтажного, в нашем понимании, строения. Высота нынешнего Ай-Тодорского маяка всего 9 м, что суммарно определяет высоту его проблескового огня зеленого цвета в 87 м над уровнем моря.
Первоначально фонарь маяка светил на рыбьем жире – в год сгорала почти тонна, затем стали использовать керосин, который завозили на маяк в годовом запасе. Деревянная башня 1835 года уступила место в 1876 году каменному строению, которое существует поныне.
За свою историю маяк-труженик, одна из реликвий Черноморского флота России, приостанавливал свою работу трижды, и каждый раз причиной были войны: Крымская (1854¬¬–1855), русско-турецкая (1877) и Великая Отечественная (1941–1944).
Смотрителями маяка в Х1Х веке были легендарные личности, среди них, к примеру, отставной капитан 2 ранга, известный художник И.П. Федоров-Керченский служил на маяке 20 лет (1891–1911).
В XIX – начале XX вв. Ай-Тодорский маяк был открыт для посещения путешествующими по Южному берегу Крыма и был очень популярен. Неоднократно посещался членами императорской фамилии, его гостями были Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, а позже, В.В. Маяковский, известные деятели советской культуры.
Почти до недавнего времени начальником Ай-Тодорского маяка на протяжении более 40 лет был Ю.И. Тюрин, капитан 2 ранга, участник антарктической экспедиции, много сделавший для сохранения на территории маяка важного археологического объекта – древнеримской крепости «Харакс», но, главное, создавший, пока единственный в своем роде, музей Ай-Тодорского маяка и истории российской гидрографии в черноморском регионе, который находится в историческом здании вспомогательных служб маяка, построенном во второй половине Х1Х века.
Как и весь прибрежный Крым, Ай-Тодорский маяк пострадал от военных действий в период Великой Отечественной войны. Полное восстановления маяка и его служб состоялось в 1947–1948. В 1948 в специально выстроенном здании был установлен первый радиомаяк. После усовершенствования в 1965 и 1984 его дальность действия достигла 150 миль.
Появление новой маячной техники не исключило работу прежней светосигнальной башни, которая получила в 1954 современный светооптический прибор с дальностью действия почти 25 миль.
Ай-Тодорский маяк «царит» над прибрежной акваторией, добавляя свой, неповторимый акцент окружающему ландшафту. Ай-Тодорский маяк сохранился в своем историческом виде и сохранил свою роль визуальной доминанты в панораме береговой линии. Здание маяка уникально как своей историей, так и архитектурной ролью в ландшафте, особенно – в визуальном раскрытии с моря. История крымских маяков позволяет проследить эволюцию их архитектуры и технологии на протяжении почти двух веков существования, вплоть до наших дней. Как инженерное сооружение и историко-культурный объект Ай-Тодорский маяк заслуживает стать местом для организованного посещения.

Литература
История Гидрографической службы Российского флота. В 2 т. СПб, 1997.
Комарицын А., Корякин В., Романов В. Маяки России. Исторические очерки). СПб, 2001. С. 299–303.
Ласточкино гнездо и другие сокровища мыса Ай-Тодор. Симферополь, 2001.
Автор статьи
СЁМИНА Наталья Николаевна (Ялта)
Дата написания
19.03.2019
Сохранность: Под угрозой
Здание Ай-Тодорского маяка в целом хорошо сохранилось. Его архитектурная роль визуальной доминанты испытывает угрозу со стороны возможной застройки береговой линии мыса Ай-Тодор. Для сохранения объекта культурного наследия необходимо разработать Предмет охраны ОКН, установить границы территории и Зону охраны памятника.
Государственный реестр
ОКН: 911711012630005
Охранный статус: Регионального значения
Постановление Совета Министров Республики Крым № 627 от 20.12.2016
Типы памятника
Памятник гражданской архитектуры
Памятник инженерного искусства
Современное использование
Действующий маяк Гидрографической службы Черноморского флота России
Доступность: Ограниченная
Посещение объекта возможно только с разрешения руководства Службы Гидрографии ЧФ России, г. Севастополь.
Связь с другими объектами
Археологический комплекс «Крепость Харакс»
Археологический комплекс «Крепость Харакс»
Мыс Ай-Тодор
Прибрежный аквальный комплекс у мыса Ай-Тодор
Персоны
Воронцов Михаил Семенович, граф;

Лазарев Михаил Петрович;

Маяковский Владимир Владимирович;

Толстой Лев Николаевич;

Тюрин Юрий Петрович;

Тюрин Юрий Петрович;

Федоров-Керченский Иван Пантелеймонович;

Чехов Антон Павлович, писатель.