Дворец «Ласточкино гнездо»

Дворец «Ласточкино гнездо»
Ласточкино гнездо
Гаспра, Алупкинское шоссе, д. 9, литера «А»
Вплоть до конца XIX в. берег Ай-Тодора оставался незастроенным. В отдалении от моря в начале 1830-х возникла первая дворянская усадьба, ставшая ярким стилеобразующим элементом не только Гаспры, но и всей традиции усадебной архитектуры Южного берега Крыма – знаменитая «Александрия» А.Н.Голицына. Первое здание, построенное на морском берегу – Ай-Тодорский маяк (1835). Позднее в Гаспре были обустроены имения членов Императорской фамилии: Ай-Тодор (1860-е – 1908), Харакс (1900-е), Кичкине (1913). Большая часть земли отводилась под виноградную экономию, как и в других крымских имениях Романовых. Близость именитых соседей мотивирует владельцев других имений на Ай-Тодоре и в окрестностях украшать и свои участки оригинальными постройками.
Распространенное утверждение о том, что первая дача на Аврориной скале была построена неким «генералом, героем Турецкой войны» ‒ полностью легендарно. В 1889 впервые упоминается дача (а не лечебница) «доктора Тобина, которому принадлежит большое пространство земли в этой местности». Адальберт Карлович Тобин был уроженцем Курляндии, отставным военным врачом, имевшим практику в Ялте. А.К. Тобину принадлежала значительная территория на Ай-Тодоре, с 8-ю сдающимися внаем домиками, один из которых носит «название «ласточкино гнездо», построен чрезвычайно смело на совершенно отвесной почти скале и с балкона вы видите внизу море лежащим как бы в глубокой бездне». Рубежом XIX‒XX вв. датируются первые изображения дачи – акварели Льва Лагорио.
А.К.Тобин умер до 1902, его наследники разделили гаспринское имение и продали его по частям. Владельцем береговой полосы с дачами становится выдающийся московский купец и общественный деятель Павел Григорьевич Шелапутин (1847‒1914), его гаспринское имение известно под именем «Жемчужина», а главный дом его – «Белая ласточка», сохранившаяся до наших дней. Здание на Аврориной скале в 1905 упоминается уже как «Генералиф», – замок любви, принадлежащий барону Штейнгелю», специально упоминается, что дача «более известна под именем «Ласточкино гнездо». Владельцем «замка» мог стать эстляндский барон Павел Леонардович Штейнгель (1880-1965), владелец многочисленных имений на Юге России, племянник железнодорожного магната Р.В. Штейнгеля (1841‒1892). Судя по всему, он мало бывал в своей новой даче и довольно быстро ее перепродал. После революции 1917 года П.Л. Штейнгель вступил в ряды Добровольческой армии и покинул Россию, скончался во Франции.
Внешний облик дачи в 1905‒1910 никаких существенных изменений не претерпел. Постройка представляла собой одно-двухэтажное здание с башней, верандами и балконами на северном и южном фасадах, окруженное галереей, нависавшей над скалой со стороны моря. Здание дачи было каменным, оштукатуренным и окрашенным, в последний период своего существования – в красный цвет, с характерными окнами со стрельчатыми «мавританскими» завершениями проемов и плоскими сандриками, напоминающими окна дачи «Белая ласточка».
В 1911 сообщалось, что «Расположенный на скале замок уже отжил свой век и дал несколько трещин, почему новый владелец «Ласточкина гнезда» и решил его снести. Но зато на месте старых зданий предполагается соорудить новые здания, которые еще более украсят любимый публикой уголок». В августе 1913 «перешедшее во владение московских миллионеров Рахмановых «Ласточкино гнездо» украсилось новым красивым в средневековом стиле замком, построенным алупкинским архитектором Н.О. Шервудом. Замок вчерне уже отстроен, внутреннюю же отделку его предполагается закончить месяца через полтора. По словам осведомленных лиц, замок почти круглый год будет открыт для публики». Новыми владельцами имения стала семья Сергея Карповича Рахманова (1859‒1914).
Подобно многим другим московским купеческим родам Рахмановы происходили из Гуслицкого уезда Московской губернии – традиционного центра старообрядчества. Родоначальник династии, выкупивший свободу крепостной крестьянин, переселился в Москву в 1797. Рахмановы сделали состояние на торговле зерном, они находились в близком родстве со всеми знаменитыми купеческими фамилиями: Солдатенковыми, Рябушинскими, Морозовыми, владели обширной недвижимостью в Москве. В несомненном близком родстве они были и с Шелапутиными. Рахмановы внесли огромный вклад в строительство и содержание благотворительных учреждений Москвы, принимали участие в деятельности доктора Ф.А. Гааза. Рахмановы имели семейные захоронения на Рогожском кладбище, поминальными вкладами в храмах Рогожского комплекса стало множество ценнейших старинных икон из их семейного собрания. В начале XX в. Рахмановы были знакомы и с артистическими кругами Москвы, близким другом семьи был скульптор С.Т. Коненков. В 1914 владельцем «Ласточкиного гнезда» названа «госпожа Рахманова», которая, может быть, как женой или вдовой Сергея Карповича, Агнией Павловной, урожденной Свешниковой, дата кончины которой неизвестна, так и его дочерью Марией Сергеевной (род. в 1889). В 1921, при составлении описи национализированного имения «Ласточкино гнездо», переходящего в ведение Управления Южнобережских Советских Хозяйств Крыма, бывшей владелицей (принадлежавшего ей «до последнего времени») имения называется «Марья Сергеевна Кюлева, урожденная Рохманова, за мужем за Владимиром Артемьевичем Кюлевым».
Основные композиционные принципы застройки имения «Ласточкино гнездо» сформировались в первоначальный период его существования, в 1900-х. Рядом с дачей было построено хозяйственное помещение, а площадка подъезда была выровнена и засыпана, с устройством большой подпорной стены из бутового камня с восточной стороны. Дорога к въезду в имение вела по верхнему уровню мыса Ай-Тодор, у ворот находилось еще одно строение, а с западной стороны имелась невысокая ограждающая территорию каменная стена. Имение не имело сада и своего выхода к морю. При реконструкции построек имения в 1912‒1913 не было изменено их местоположение на береговой линии и объемно-пространственная композиция усадьбы. Основной принцип сохранения доминирующего положения ставшей уже легендарной романтической дачи в ландшафте, с силуэтом «башни» на скале и галереями, был усилен использованием наиболее романтического из архитектурных стилей из арсенала эпохи – готики. Вместо цветной штукатурки фасады дачи и хозяйственного флигеля были оформлены облицовкой блоками светло-серого гаспринского камня, превращавшего замок в белый силуэт. Позднейшие исследователи пытались приписать «Ласточкино гнездо» представителям известной московской династии архитекторов: Владимиру Владимировичу (1867‒1930), Александру Владимировичу (1869‒1919), Всеволоду Сергеевичу (1882‒1915) или Леониду Владимировичу (1871‒1954) Шервудам, но доказательств ни одной из этих атрибуций так и не было найдено. Предыдущее строение, скорее всего, не разбирали полностью. Новый замок так же решен в виде четырех развивающихся в сторону моря объемов. Внутренняя планировка небольшого здания следовала конструктивному решению: 4 комнаты (кабинет, спальня, столовая и комната в башне) на первом этаже, передняя и комната в башне ‒ на втором. Фасады стилистически следовали образцам неоготики с цитатами из мануэлинской португальской готической архитектуры. Кровля первого этажа одноэтажных частей здания была сделана плоской и играла роль дополнительной обзорной площадки-балкона, соединяясь переходами с обеих сторон с балконом вокруг башни. Некоторые из принципов и элементов оформления фасадов замка вторят декоративным приемам оформления фасадов гаспринской «Александрии». Два самых больших окна в первом этаже были оформлены роскошными сложными резными готическими переплетами, подобных которым не было даже в Воронцовском Алупкинском дворце. Тем не менее, в оформлении фасадов читаются элементы стиля модерн, придающие зданию узнаваемый привкус эклектики. Все постройки имения были объединены стилистически.
Интерьеры «Ласточкина гнезда» были оформлены в эклектичном «историческом» стиле с готическим камином из полированного диабаза, дубовыми панелями на потолке, стенами, обитыми тканью, и дубовой мебелью в «древнерусском стиле». Это было совершенно неудивительно в контексте семейных увлечений Рахмановых русской стариной и общих стилистических тенденций эпохи.
После 1917 хозяева не жили в имении, дом был разграблен, но не сильно поврежден. Первоначально после национализации «Ласточкино гнездо» было передано в ведение совхоза «Гаспра». В 1920‒1930-е в замке размещался красный уголок дома отдыха «Жемчужина», затем ресторан. Катастрофический ущерб зданию замка был нанесен землетрясением 12 сентября 1927, разрушившим верхний ярус башни. Помещение, признанное аварийным, закрыли. В это же период была утрачена отделка интерьеров.
В конце 1950-х – 1960-е были разработаны проекты реконструкции замка, предусматривавший комплекс восстановительных работ, прежде всего, по укреплению фундамента. При воссоздании фасадов новые элементы были выполнены из бетона, часть архитектурного убранства не была воссоздана или была видоизменена. В 1981‒2009 в здании замка работал ресторан. С 2011 «Ласточкино гнездо» стало выставочным залом.
«Ласточкино гнездо» в XX веке стало «самым знаменитым видом Крыма», самым посещаемым объектом Южного берега. Его выдающаяся художественная ценность складывается из сочетания расположения и романтического архитектурного облика, идеально сложенных в образе средневекового замка на скале. Небольшое сооружение занимает доминирующее положение в широкой панораме береговой линии лишь за счет отуствия иных высотных доминант и сохранение этого положения – единственное средство спасения легендарного видового раскрытия, всемирно известной «визитной карточки» Крымского побережья. Имение «Ласточкино гнездо» — яркий образец южнобережной архитектуры русского модерна, синтезировавшей различные стилистические элементы ради создания максимально выразительных декоративных решений, не имеющих аналогов по гармоничности вписанности в природный контекст и качеству исполнения.

Литература

Головинский Н. Путеводитель по Крыму. Симферополь, 1894.
Москвич Г. Путеводитель по Крыму. СПб, 1913.
Годфейль Л.Г. Южный берег Крыма. М., 1927.
Двойченко П.А. Черноморское землетрясение 1927 г. в Крыму. Симферополь, 1928.
Юхименко Е.М. Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры. Москва, 2014.
Карташов. Награда врачам, участникам крымской войны и обороны Севастополя в 1854‒1855 годах //Актуальные проблемы современной науки. – 2016. № 1(86).
Медведева А.Е. Ласточкино гнездо в Гаспре: опыт исторического исследования частновладельческой южнобережной дачи // Южный берег Крыма. Материалы к описанию культурного ландшафта. СПб, 2019.
Коляда Е.М. Элементы готики в русской усадебной ландшафтной архитектуре. http://cyberleninka.ru/article/n/elementy-gotiki-v-russkoy-usadebnoy-landshaftnoy-arhitekture
Автор статьи
МЕДВЕДЕВА Анастасия Евгеньевна (Санкт-Петербург)
Дата написания
05.09.2019
Сохранность: Под угрозой
Сохранился в частично перестроенном состоянии, интерьер практически утрачен. В 2016‒2019 утверждены Предмет охраны и Границы территории объекта культурного наследия, разработан проект комплексной реставрации памятника с воссозданием утраченных элементов.
Специфика отношения к этому сооружению, до последнего времени не признанному памятником архитектуры, подразумевала заботу о сохранении «вида», в особенности – видового раскрытия с моря, но не доступность замка для посещения. Реконструкция 1960‒1970-х велась не реставрационными средствами и не подразумевала сохранение архитектурного облика памятника в его аутентичном виде. Служебные постройки имения – здания «Кухни» и «Сторожки» ‒ не находятся на государтвенной охране, необходимо их выявление в качестве частей комплекса памятника и объектов культурного наследия, для последующей научной реставрации. Реставрация памятника должна включать в себя восстановление исторического убранства интерьеров, являющихся ярким примером стилистики «историзма» начала XX века. В настоящее время основную опасность для объекта культурного наследия представляет угроза застройки территорий санаториев, окружающих Ласточкино гнездо, что может привести окружающий ландшафт и положение замка как визуальной доминанты – к катастрофической деградации. Согласованный Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым проект зон охраны памятника, к сожалению, нисколько не уменьшает эту угрозу.
В целях сохранения ценного исторического культурного ландшафта Гаспры необходимо выявление исторических построек комплекса дач «Жемчужина» и дачи «Белая ласточка» в качестве объектов культурного наследия регионального значения.

Государственный реестр
ОКН: 911510364460006
Охранный статус: Федерального значения
Распоряжение Правительства Российской Федерации №2073-р от 17.10.2015
Типы памятника
Памятник гражданской архитектуры
Усадьба
Современное использование
Пользователем объекта культурного наследия является Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Дворец-замок Ласточкино гнездо», функционирующее в качестве культурно-выставочного пространства.
Доступность: Ограниченная
Дворец и обзорная площадка перед входом доступны в часы работы выставочного зала, вход платный. Выход на обзорную площадку на крыше и балконе башни закрыт.В настоящее время, в связи с производством научно-исследовательских и реставрационных работ, доступ посетителей ограничен, с началом реставрации будет закрыт на год или более.
Связь с другими объектами
Здание Ай-Тодорского маяка
Дача П.Г. Шелапутина «Жемчужина»
Дача «Белая ласточка»
Персоны
Гааз Ф.А.;

Голицын Александр Николаевич, князь;

Карпович (урожд. Свешникова) Агния Павловна;

Конёнков Сергей Тимофеевич;

Кюлев Владимир Артемьевич;

Кюлева (урожд. Рахманова) Мария Сергеевна;

Лагорио Лев Феликсович;

Рахманов Сергей Карпович;

Тобин Адальберт Карлович;

Шелапутин Павел Григорьевич, промышленник;

Шервуд Александр Владимирович;

Шервуд Владимир Владимирович;

Шервуд Всеволод Сергеевич;

Шервуд Леонид Владимирович;

Шервуд Н.О.;

Штейнгель Павел Леонардович;

Штейнгель Р.В.