Дачный домик Я.Е. Жуковского

Дачный домик Я.Е. Жуковского
Дача Жуковского, Новый Кучук-Кой
Парковое (Новый Кучук-Кой ), Парковое шоссе, 14-а
Художественный ансамбль «Новый Кучук-Кой» – уникальный по своей образной программе архитектурно-парковый комплекс эпохи модерна, имеющий беспрецедентное значение для истории развития русского искусства начала XX века и мировой культуры в целом. Став воплощением идеалистических устремлений символистов и неоромантиков к обретению в реальности гармоничного пространства, отражающего мечты о райском саде, о «Золотом веке» жизни человека в единении с природой, «Новый Кучук-Кой» представляет собой ценнейший образец универсального художественного произведения, созданного в духе ведущей на рубеже XIX–XX веков идеи синтеза искусств (Gesamtkunstwerk) – синтеза архитектуры, скульптуры, изобразительного и садово-паркового искусств, пространственно и визуально освоенной поэзии.
«Новый Кучук-Кой», расположенный на Южном берегу Крыма, возводился как крымская дача петербуржца Якова Евгеньевича Жуковского (1857 – после 1926) на приобретенном им в 1901 году участке. Жуковский внес большой вклад в развитие русского искусства эпохи модерна. Филолог по образованию, финансист по профессиональной деятельности, меценат и коллекционер по роли в искусстве, он относился с живым интересом к поискам молодых художников, понимал новые течения в искусстве (прежде всего, символизм) и собрал большую коллекцию выдающихся произведений, часть которых ныне находится в собрании Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
Образная концепция «Нового Кучук-Коя» также была сформирована в результате совместных творческих поисков ярчайших представителей русского модернизма в его символистском ключе. В разные периоды над ансамблем работали такие мастера, как В.Д. Замирайло, М.А. Врубель, Е.Е. Лансере, С.В. Малютин, А.Л. Обер, художники московской символистской группы «Голубая роза» – П.В. Кузнецов, П.С. Уткин, Н.П. Феофилактов, близкий к ним скульптор А.Т. Матвеев, пластические образы которого связали ландшафтное пространство парка единым поэтическим настроением.
Ансамбль «Нового Кучук-Коя» был сформирован в два строительных этапа (1903–1907; 1907–1915), отмечающих длительный процесс стилистических и образных поисков в формировании комплекса. Подобная особенность до недавнего времени вызывала дискуссии, прежде всего, связанные с вопросом авторства архитектурного проекта главного дома (подробнее см. список литературы). Обнаруженные и тщательно проанализированные в 2018 году в ходе подготовки выставки В.Д. Замирайло документальные и художественные материалы, хранящиеся в Отделе рукописей Государственного Русского музея (далее – ОР ГРМ), ныне позволяют реконструировать многие утраченные детали и заключить, что внешний облик дома в стиле модерн, а также первоначальный декоративный замысел его оформления (воплотившийся лишь отчасти в напольных мозаиках и геометрическом декоре веранды) принадлежали художнику Виктору Дмитриевичу Замирайло, адаптировавшему проект на реальный план как самостоятельно, так и с помощью инженерных расчетов Василия Сергеевича Сергеева, соседа и друга Я.Е. Жуковского по даче. Эскизы Замирайло, сохранившиеся от раннего этапа строительства усадьбы в период с 1904 по 1907 годы, позволяют сделать вывод, что именно образная фантазия Замирайло предопределила модернистский характер архитектурного профиля дома и поэтическую концепцию дизайна, напрямую связанную с идеей воплощения образа «голубого цветка» – «Мировой Души» – нежной в своих очертаниях розы, мотив которой можно встретить в целом ряде рисунков Замирайло (ОР ГРМ. Ф. 59. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 5; ОР ГРМ. Ф. 59. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 30).
Важно отметить, что руке художника принадлежат не только сами рисунки, но и текстовые записи на листах, пометки, говорящие о цветовой палитре панно, предполагавшихся для украшения стен, полов и потолков (доминировали розово-голубая, сиреневая, прозрачно-изумрудная тональности), указания на размеры и принципиальные акценты при воплощении дизайнерских идей. Авторство Замирайло узнаваемо как по характерному написанию букв, так и по особым типичным для него визуальным приметам – двоящимся круглым скобкам, двойным или тройным черточкам на конце стрелочек и другим подобным особенностям. Общий принцип декоративного языка Замирайло можно определить как «живописный геометризм».
Не только стилистический анализ рисунков из собрания Русского музея, но и хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) документы 1921–1923 годов, когда «Новому Кучук-Кою» пытались впервые придать статус музейного комплекса, свидетельствуют о том, что архитектурный рисунок фасадов дома, а также часть его декоративного украшения изначально принадлежали В.Д. Замирайло. Важную роль архитектурных идей художника отмечали как сами бывшие владельцы усадьбы – Яков Евгеньевич и его супруга Любовь Михайловна (ставшая в 1921–1923 годах хранительницей музея-усадьбы), так и скульптор Александр Матвеев, который, подчеркивая «ценность усадьбы» как «памятника строительства и искусства недавнего прошлого», писал: «архитектура и декоративное убранство Замирайло и Сергеева» (ГАРФ. Ф. 2307. Оп. 8. Ед. хр. 180. С. 103).
Этому факту не противоречит и самый первый официальный документальный источник – текст мемориальной доски о закладке дома, который гласит: «Дом заложен 28-го апреля 1905 г. <…> подведен дом под крышу 8-го августа и окончен отделкою для зимнего жилья в октябре того же года. / Общий план дома строителя В.С. Сергеева / Советы при постройке давал А.А. Померанцев / Южный и восточный фасады, роспись стен и прочая орнаментика дома и балконов… по рисункам художника В.Д. Замирайло» (ОР ГРМ. Ф. 59. Оп. 1. Ед. хр. 14).
Однако майоликовое оформление восточного фасада (как и западного), эскизы для которого первоначально делал Замирайло, в окончательном варианте было исполнено по рисункам Павла Кузнецова. Вот как «Культурное значение усадьбы “Новый Кучукой”» (в некоторых документах встречается слитное написание названия – О.Д.) характеризовали сами Жуковские: «Имение “Новый Кучук-Кой” имеет двоякую культурную ценность – чисто художественную и общекультурную. / Дом железобетонный, небольшой по размерам, является типичным художественным произведением начала XX века. Постройка дома 1905 г. Фасад его принадлежит художнику-иллюстратору Замирайло и задуман в духе модернизма. Две наружные стены покрыты громадными майоликовыми панно, работы Петроградской мастерской П.С. Ваулина, воспроизводящими композиции художника Павла Варфоломеевича Кузнецова. Пол балкона покрыт фарфоровыми плитками работы того же Ваулина по рисунку Замирайло. Двери балкона обрамлены мозаикой, работы Петроградской мастерской Фролова, по рисункам П.В. Кузнецова. Все комнаты в доме, включая ванную и внутреннюю лестницу, сплошь расписаны, частью маслом, отчасти по alfresco художником П.В. Кузнецовым, П.С. Уткиным и одна комната (кабинет) Е.Е. Лансере. Медные медальоны на внутренней лестнице работы художника П.Ф. Матвеева (вероятно, инициалы П.Ф. вместо А.Т. являются следствием опечатки – О.Д.). Даже отделка оконных рам и дверей, а также медь порогов исполнена в том же вкусе модерн. От площадки перед фасадом дома, обращенном к морю, спускается монументальная лестница. Парк является органическим продолжением дома, как художественного целого» (ГАРФ. Ф. 2307. Оп. 3. Ед. хр. 260. Л. 14).
В окончательном виде коттедж представлял собой компактное одноэтажное кубическое сооружение с чердачным мезонином, высоким цоколем на подклете и двумя стилизованными фронтонами над южным и восточным фасадами, которые дополнялись ассиметрично построенными верандами. Таким образом, в архитектурных формах дома Я.Е. Жуковского доминировали прямоугольные, замкнутые плоскости стен по-разному решенных, не соотносящихся друг с другом интонационным тождеством фасадов. Яркие майоликовые панно фронтонов, розово-голубые мозаики веранды с большой декоративной выразительностью сочетались со стенами, выкрашенными светло-золотистой охрой (под цвет крымского песчаника) и крышей, покрытой внахлест поливной красной и серо-голубой черепицей (максимальные габаритные размеры дома – 10,00х17,30 м; высота здания – 8,6 м; общая площадь застройки – 274 кв. м.).
Второй, наиболее результативный в декоративно-художественном отношении этап создания ансамбля «Новый Кучук-Кой» начался в конце апреля 1907 года, когда Я.Е. Жуковский предложил принять участие в работе над ним мастерам группы «Голубая роза» (П.В. Кузнецову, П.С. Уткину, А.Т. Матвееву и др.). Индивидуальный вклад в декоративные строй дома внес и мирискусник Е.Е. Лансере, украсивший желто-лимонный по тону кабинет Я.Е. Жуковского стилизованными медальонами, в которых проявлялись с большей степенью, чем в остальных мотивах неоклассические симпатии автора. И все же ведущая роль в оформлении внутренних интерьеров принадлежала символистским, намеренно упрощенным в рисунке, – «декадентским», как тогда характеризовали подобные пластические решения, – орнаментальным композициям как растительно-цветочного, так и фигуративного плана (шествие женских фигур в длинных одеждах с плодами среди стилизованных пейзажей крымской природы – по-райски красочной и хрупкой в своих музыкальных очертаниях). Стоит отметить, что художники «Голубой розы», по-видимому, намеревались внести и некоторые изменения в архитектурный план главного дома, подтверждением чему, могут служить наброски Н.П. Феофилактова конца 1907 года (Ежегодник Общества архитекторов-художников. 1908. Выпуск 3. С. 19). Однако они так и не были воплощены в жизнь: «Построенный дом в начале предполагался как “рабочая казарма”, а главный жилой дом предполагался в большой выемке ниже. Работы по этой выемке и кладки каменной стенки шли при мне, но затем от постройки второго дома отказались, и началось украшение первого, с участием художников» (Из личного письма А.В. Цытовича Н.М. Жуковской, 1979). Следует отметить, что ряд исследователей в решении архитектурного облика дома «Нового Кучук-Коя» видят влияние творчества И.А. Фомина. Однако, предпочитаемые им тяжелые, монументальные формы, «мужское начало» (С. Щербатов), вряд ли были близки уточенной, «женственной» эстетике «Голубой розы». Скорее всего художественные принципы, сформировавшие образное целое дома Я. Жуковского, совмещали в себе общеевропейские идеи модерна с традиционно-крымскими мотивами татарской архитектуры – террасы, невысокий геометрический фасад, общая приземистость постройки.
Тонкое чувство природы, способность к «художественной адаптации» декоративного орнамента своеобразию окружающего вида наглядно проявились в оформительских работах П.В. Кузнецова и П.С. Уткина, сыгравших решающую роль в сложении и изобразительном описании ансамбля. За кратким указанием Я. Жуковского: «…художник П.В. Кузнецов – роспись 4-х комнат; наружные – alfresco; рисунки для майолики и мозаики; П.С. Уткин – роспись; 4-х комнат…» (ГАРФ. Ф. 2307. Оп. 3. Ед. хр. 260. Л. 4), – стоят чудесные образцы декоративной маэстрии искусства в стиле модерн. В настоящее время о высоком творческом уровне дизайнерской культуры, которая была присуща дому Я. Жуковского, свидетельствуют созданные для него эскизы интерьеров и проекты отдельных предметов мебели, хранящиеся в Государственном Русском музее, Саратовском Государственном художественном музее им. А.Н. Радищева и др. Ввиду длительного использования территории «Нового Кучук¬Коя» санаторно-курортными учреждениями (в 1923 году музей был снят с государственной охраны и ликвидирован), не только парк усадьбы был подвергнут грубой застройке, но разрушительные перепланировки коснулись и главного дома, который стремились приспособить под нужды пансионата (длительное время «Новый Кучук-Кой» использовался как дом отдыха и санаторий «Криворожский горняк»). В 1987 году в результате пожара, произошедшего в переоборудованном под столовую доме, были утрачены деревянные конструкции здания (террасы, веранды, перекрытия, заполнения оконных и дверных проемов), декоративное убранство внутренних помещений дома, а также значительно повреждены (местами – уничтожены) внешние майоликовые панно. Именно поэтому, на данном этапе существования памятника акварели Кузнецова и Уткина имеют принципиальное значение для проведения реставрационной работы.
В разработке майоликовых панно для фасадов П.В. Кузнецов использовал растительные мотивы. По его замыслу по гладким лепесткам стен южного, западного и восточного фронтонов должны были переливаться тончайшие оттенки золотисто-изумрудных, зеленых и розово-голубых узоров, в художественно выразительной игре способные создать драгоценный эффект блестящих смешений. Поэтически воздействующая красота рисунков не лишена и символических ассоциаций. Лента мозаичного узора, окаймляющего двери южного фасада, своим венчающим вход расположением напоминает сине-фиолетовую закатную волну моря, торжественно вобравшего в себя светозарное око золотистого солнца: розово-фиолетовые, гибкие, мажорно приподнятые веточки растительного орнамента радостным ликованием словно приветствуют и восхваляют светящуюся на желтом фоне сердцевину цветка. Восточный фасад главного дома украшен приморским пейзажем с пальмами, чайками и волнами. Углубляясь в смысловой подтекст подобного декоративного мотива нельзя не вспомнить то символическое значение, которое получил образ чайки – «синей птицы» морей – в искусстве Серебряного века, тем более учитывая тот факт, что морской берег Кучук-Коя связан с крымским имением А.П. Чехова: чайка – символ хрупкой радости, счастья, не выносящего грубого прикосновения, не терпящего покушения на него. Благодаря майоликовым панно Павла Кузнецова дом «Нового Кучук-Коя» действительно казался символистской игрушкой, высокохудожественно воплотившей мечты о счастливой жизни семьи Жуковских в гармонии с красотой природы. О тяготении к выражению подобного эмоционально светлого настроения свидетельствуют отдельные лаконичные надписи Кузнецова на эскизах. Так, например, на рисунке восточного фасада дачи Павел Кузнецов сделал пояснение для керамиста: «Желто-коричневое покрыть золотой бронзой с переливами в перламутр, что в майолике выходит блестяще и горит от Солнца, дает блестки Солнца. Я думаю, что золото с синим и зеленым делает желаемое сочетание для Крымского вида».
При всей изысканной и богатой орнаментике, главный дом не превращался в архитектурную пряность. Редкое и тонкое чувство пропорций, меры, вкуса, почти функциональная в своей неприхотливости простота форм, ясность видовых профилей главного дома находятся в гармонии с лаконичной архитектурной мыслью новаторских тенденций рубежа XIX–XX столетий. Ориентация на удобство, сочетание изысканности, простоты, конструктивной ясности доносят наиболее характерные для передового искусства модерна представления о целесообразности, о согласованном взаимодействии архитектуры, декора и среды, заложенные «Движением искусств и ремесел». Высокохудожественное решение пространственных и образных задач, отражающее идеалы и поиски создававших его мастеров, позволяет говорить о «Новом Кучук-Кое» одновременно и как о саде символистов (по своей внутренней программе), и как об уникальном памятнике стиля модерн, имеющем общенациональное и мировое значение.

Литература

ГАРФ. Ф. 2307. Оп. 3. Ед. хр. 260, Оп. 8. Ед. хр. 180; ОР ГРМ. Ф. 59. Жуковский Яков Евгеньевич. 1904–1925; Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Научно-исторический архив.
Открытые письма с видами усадьбы «Новый Кучук-Кой», изданные «Общиной Святой Евгении». 1907/1909 (?)
Ежегодник Общества архитекторов-художников. 1908. Выпуск 3. С. 19
Левинсон А.Я. А.Т. Матвеев // Аполлон. 1913. №8. С. 5–17. Также см. оттиск ст.: А.Т. Матвеев: [Жизнь и творчество скульптора] / Андрей Левинсон. – СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, [1913]. 15 с.: ил., 5 л. ил.
Мурина Е.Б. Александр Терентьевич Матвеев. – М.: Искусство, 1964. 101, [2] с.: ил.
Аболина Р. Сад скульптуры А. Матвеева // Декоративное искусство. 1978. № 12.
[Мурина Е.Б.]. Александр Матвеев / авт. ст., сост. Е.Б. Мурина; авт. разд.: Т.Б. Мантурова, Л.П. Шапошникова; фот. и макет Д.В. Белоуса. – М.: Советский художник, 1979. 383 с.; фот.: ил.
Галиченко А.А. Новый Кучук-Кой // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. Научно-популярный журнал. – Симферополь, 1996. № 14. C. 14–30.
Климов П.Ю. Дача Я.Е. Жуковского «Новый Кучук-Кой» // Музеи России: поиски, исследования, опыты работы. – СПб.: Терция, 1996. Вып. 2. С. 39–47.
Нащокина М.В. Московская «Голубая роза» и крымский «Новый Кучук-Кой» // // Русская усадьба. Выпуск 5(21). – М.: Жираф, 1999. С. 129–154.
Гофман И.М. Голубая роза. – М.: Вагриус, 2000. С. 124–126, 130–137, 226.
Нащокина М.В. Архитектурный ансамбль «Новый Кучук-Кой» и московская «Голубая роза» // Историко-публицистический альманах, – М.: Фонд «Москва-Крым», 2001. № 3. С. 213–239.
Нащокина М.В. Русский усадебный парк эпохи символизма (к постановке проблемы) // Русская усадьба. Выпуск 7 (23). – М.: Жираф, 2001. С. 7–40.
Галиченко A.A. Усадьбы Крыма в первые годы Советской власти // Историко-публицистический альманах. Выпуск № 4. М.-К., 2002.
Галиченко А.А. «Лествица Иакова» как основа мировоззрения семьи Жуковских // «Серебряный век» в Крыму: взгляд из XXI столетия. Материалы Вторых Герцыковских чтений в г. Судаке. 21–23 сентября. 2001. / [сост. Т.Н. Жуковская, Е.А. Калло]. – М. – Симферополь – Судак: Дом-музей М. Цветаевой. Крымский центр гуманитарных исследований, 2003. С. 149–166.
Соколов Б.М. Новый Кучук-Кой: «Академия художеств» Якова Евгеньевича Жуковского // Собрание. 2004. № 2, сентябрь. С. 96–113.
Галиченко А.А. Новый Кучук-Кой. (Старинные усадьбы Крыма). – Симферополь, 2005. 64 с.: ил.
Давыдова О.С. «Голубая роза»: цветок европейской культуры на русской почве // Собрание. № 4, декабрь. 2005.
Нащокина М.В. Русская усадьба Серебряного века. – М.: Улей, 2007. 431 с.: ил.
Давыдова О.С. Крымский сад «Голубой розы». Метаморфозы пространства усадьбы «Новый Кучук-Кой» // Архитектура и дизайн. № 3 (48) 2007. С. 86–91.
Давыдова О.С. Символическое пространство: сады «Голубой розы» // Русское искусство. XX век / Отв. ред. Г.Ф. Коваленко. М., 2008. Т. 2.
Давыдова О.С. «Новый Кучук-Кой» – «московская роза» на крымской почве (опыт интерпретации) // «Серебряный век» в Крыму: взгляд из XXI столетия: материалы Пятых Герцыковских чтений в г. Судаке 11–15 июня 2007 года / [сост. Т.Н. Жуковская, Е.А. Калло]. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой; Симферополь: Крымский центр гуманитарных исследований 2009. С. 124–143.
Давыдова О.С. Образы садов и парков в интерпретации русских художников: от предромантизма к символизму. Диссертация на соискание ученой степени кандидат искусствоведения. М., 2009.
Давыдова О.С. Живописный геометризм: эскизы Виктора Замирайло для Нового Кучук-Коя // Виктор Дмитриевич Замирайло. 1868–1939. В 2-х книгах. Книга 1. Живопись. Графика. Книжная графика. Архивные материалы. Воспоминания современников / Д. Боулт, О.А. Гаврилюк, О.С. Давыдова, К.В. Малая. СПб.: КGallery, 2018. С. 68–82.
Автор статьи
ДАВЫДОВА Ольга Сергеевна (Москва)
Дата написания
07.11.2019
Сохранность: Под угрозой
Несмотря на понесенные внешние и внутренние разрушения (износ архитектурно-конструктивных элементов, частичную утрату майоликовых панно и полихромной мозаики на фасадах), общее состояние дома «Нового Кучук-Коя» оценивается экспертами как удовлетворительное и подлежащее научно-реставрационным работам. Принципиально важным шагом на этом пути должно стать включение архитектурно-паркового ансамбля «Нового Кучук-Коя» в общедоступное музейное пространство как филиала любого крупного музейного объединения в Республике Крым или РФ
Государственный реестр
911711012620015
Охранный статус: Регионального значения
Объект входит в ОКН регионального значения:
Комплекс «Дача Я.Е. Жуковского “Новый Кучук-Кой”»
Типы памятника
Памятник гражданской архитектуры
Современное использование
В 2017 состоялся суд, было принято решение о признании за Республикой Крым в лице Совета министров Республики Крым права собственности на недвижимое имущество – комплексный памятник истории и культуры Новый Кучук-Кой. Но территория памятника по-прежнему не используется и недоступна.
Доступность: Недоступен
Объект расположен на частной закрытой территории.
Связь с другими объектами
Комплекс «Дача Я.Е. Жуковского “Новый Кучук-Кой”»
Парк [Комплекс «Дача Я.Е. Жуковского “Новый Кучук-Кой”»]
Персоны
Ваулин Петр Кузьмич, художник;

Жуковская Любовь Михайловна;

Жуковский Яков Евгеньевич, промышленник, меценат;

Замирайло Виктор Дмитриевич, художник;

Кузнецов Павел Варфоломеевич, художник;

Лансере Евгений Евгеньевич, художник;

Малютин Сергей Васильевич, художник;

Матвеев Александр Терентьевич, скульптор;

Обер Артемий Лаврентьевич, скульптор;

Померанцев А.А.;

Сергеев Василий Сергеевич, инженер;

Уткин Петр Саввич. художник;

Феофилактов Николай Петрович, художник;

Фомин Иван Александрович, архитектор.

Интернет ссылки
Сады и время
Московская «Голубая роза» и крымский «Новый Кучук-Кой»