Гурзуфское православное кладбище

Старое кладбище
Гурзуф, ул. Строителей

История православного кладбища в Гурзуфе связана с историей имения «Гурзуф» П.И. Губонина. Но ещё до покупки имения «Гурзуф» и основания курорта, на территории большого Гурзуфа в крупных имениях были свои кладбища. В имении Н.А. фон Гартвиса «Артек» в 1855 была устроена семейная усыпальница, а при последующих владельцах в конце XIX века возникли два самостоятельных кладбища: Виннеров и Фон-Фиков. По соседству с ними находилось кладбище имения «Артек» Первушина. В 1870-х появилось кладбище в имении «Хаста» (ныне район новостроек в восточной части Гурзуфа над лагерем «Лазурный» МДЦ «Артек»).
В 1891 в имении «Гурзуф» П.И. Губонина была освящена православная домовая (фактически приходская) церковь во имя Успения Божией Матери, построенная на средства владельца. Отпетых в этом храме местных жителей хоронили на городском кладбище в Ялте, кладбищах имений «Артек» и «Хаста», на кладбище соседней деревни Кизильташ (ныне Краснокаменка). Жителей иных местностей после отпевания в храме перевозили в родовые усыпальницы и на кладбища. Незадолго до кончины в 1894 П.И. Губонин выделил средства на постройку в Гурзуфе мечети для местных жителей. В ответ Общество деревни Гурзуф в 1896 продало его наследнику участок земли, «Сергею Губонину под кладбище при православном храме в Гурзуфе … участок земли мерою триста кв. саж. (1.365.675 кв. м), в межах: с 3-х сторон общественной земли и с четвёртой общественной дороги, и лежащей восточней деревни Гурзуф между означенной деревней и имением Сууксу княгини Голицыной». Из документа следует, что на месте будущего православного кладбища была пустопорожняя земля, которая с XIX века входила в состав общественной земли деревни Гурзуф. Располагалось она вблизи главного въезда в имение Суук-Су. Но кладбище на этом месте было устроено не сразу. Земля на этой территории имела неровный рельеф, поэтому пришлось проводить земляные работы, затем была возведена каменная ограда со входом на кладбище. С 1902 по 1910 сменялись и владельцы имения, что не благоприятствовало устройству кладбища.
Метрические книги Гурзуфской Успенской церкви и в конце XIX и в начале XX века ещё дают сведения о захоронениях на кладбищах соседних имений, в Ялте и других городах. Чаще всего хоронили в имении «Хаста» и на Кизильташском кладбище. В.И. Чернопятов в «Некрополе Крымского полуострова» в 1910 даже называет Кизильташское кладбище находящимся в Гурзуфе. Оно располагалось северо-восточнее имения «Хаста» (не сохранилось). Но «Путеводитель по Крыму» А.Я. Безчинского, вышедший в 1908, сообщает, что на восток от деревни Гурзуф за татарским кладбищем в Мёртвой долине – «русское кладбище, обнесенное каменной стеной». Это уже православное кладбище имения «Гурзуф». О первом захоронении там – сведения в Метрической книге Успенской церкви в ноябре 1909. С 1910 в Метрических книгах кладбище именуется «Гурзуфским». Вероятнее всего, купившее имение «Гурзуф» в мае 1910 «Товарищество Петербургских купцов» передало его в ведение Общества деревни Гурзуф. Это кладбище стало основным местом захоронения для скончавшихся в Гурзуфе. При этом продолжали функционировать и кладбища в имениях «Артек»: Виннеров, Фон-Фиков и Первушина.
В 1912‒1913 на Гурзуфском кладбище был устроен склеп, над которым предполагалось построить часовню по проекту инженера Л.О. Цебровского, но часовня не была построена.
Благодаря Метрическим книгам Успенской церкви 1891‒1920 известны все погребённые на этом кладбище. Из захоронений дореволюционного периода на Гурзуфском кладбище чудом сохранилась могила Е.К. Ледантю (скончался в 1915), все остальные захоронения утрачены. В 1915 здесь был погребён дачевладелец статский советник В.В. Гуров. На кладбище были похоронены художники А.Н. Выезжев (убит в декабре 1918) и О.Н. Натальина (убита в январе 1919), скончавшийся в 1918 первый учитель Гурзуфской церковно-приходской школы М.Н. Савищев.
В 1930-х Гурзуфское кладбище начало расширяться на запад от исторического. После Великой Отечественной войны кладбище было расширено на запад ещё значительнее. На нём сохраняются захоронения гурзуфских жителей, предки которых жили в Гурзуфе на рубеже веков, и продолжают жить ныне их потомки. Во многом благодаря им кладбище сохраняется до сих пор.
В 1932 было принято решение о сносе Успенской церкви, которая с 1913 официально стала приходской. В семейном склепе под ней в 1894 был похоронен Пётр Ионович Губонин, а в 1895 – его супруга Марина Севостьяновна. По рассказам гурзуфской жительницы О.И. Масловой (1926‒2017) дубовые гробы с останками П.И. Губонина и его супруги были перенесены жителями Гурзуфа на православное кладбище. Местом их нового упокоения стал склеп, над которым предполагалось строительство часовни. Местные жители чтили это место как место нового погребения Губониных.
В 1976 в этом же склепе был похоронен бывший директор Управления «Артека» (1956‒1968) Д.А. Трусевич. Во время подготовки места захоронения гробы Губониных там ещё находились.
Вблизи верхней части склепа – захоронение гурзуфского жителя, крещённого в Успенской церкви в 1892, ученика Гурзуфской церковно-приходской школы Г.С. Поповича (скончался в 1957). С другой стороны – захоронение скульптора Е.А. Токарева (1911‒1953), трагически погибшего в Гурзуфе. На старой и новой частях кладбища расположены захоронения разных лет: двух пионерок Артека, погибших от фашистской мины в январе 1945, врачей санатория Министерства обороны, Артека, гурзуфской поликлиники. Почти на границе старой и новой частей – могила Р.Я. Буржава (1890‒1969) – экс-чемпиона Европы по боксу 1912‒1914. Здесь же, в старой части ‒ могилы Б.В. Томашевского и И.Н. Медведевой-Томашевской. Из захоронений последних десятилетий – могила заслуженной артистки Украины М.И. Полуденной и народного артиста Украины и заслуженного артиста России Н.М. Полуденного. На этом кладбище лежат и предки Н.М. Полуденного, его родословие в Гурзуфе ведется со 2-й пол. XIX в. На новой части кладбища сохраняется братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, имеющее статус объекта культурного наследия.
На месте, куда был перезахоронен П.И. Губонин, в 2016 установлен и освящён крест. По некоторым сведениям, на рубеже 1970‒1980-х из наружной части склепа всё было выброшено, а вход в склеп – замурован.
Ныне кладбище официально закрыто и оказалось среди гурзуфских новостроек. В 2019 сотрудники МДЦ «Артек» привели в порядок захоронения Д.А. Трусевича и П.И. Губонина. Также была устроена дорожка между старой и новой частями кладбища.
Гурзуфское старое кладбище – памятник истории и культуры, важная часть исторической городской среды Южного берега, ценный элемент культурного ландшафта.

Литература

Макарухина Н.М. Гурзуф – первая жемчужина Южного берега Крыма. Т.1‒2. Симферополь, 2012.
Автор статьи
МАКАРУХИНА Наталия Михайловна (Санкт-Петербург – Ялта)
Дата написания
15.08.2019
Сохранность: Сохранен с существенными утратами
На исторической территории кладбища ныне частично сохранилась ограда и вход. Система поддержания порядка на кладбище отсутствует, нет водоотвода, из-за чего ливневые дожди наносят кладбищу серьезный ущерб. Необходимо выявление старого Гурзуфского кладбища в качестве объекта культурного наследия регионального значения, установление его границ и зон охраны, проведение научных исследований исторического склепа и реставрации ограды.
Государственный реестр
Не внесен
Охранный статус: Не охраняется
Типы памятника
Кладбище, историческое захоронение
Доступность: Свободная
Связь с другими объектами
Братская могила советских воинов
Персоны
Буржава Р.Я., боксер;

Виннер, семейство;

Выезжев А.Н., художник;

Гартвис Николай Андреевич, директор Никитского ботанического сада;

Губонин Петр Ионович, купец;

Губонина Марина Севостьяновна;

Ледантю Евгений Карлович;

Маслова О.И., гурзуфская жительница;

Медведева-Томашевская Ирина Николаевна, филолог;

Натальина О.Н., художница;

Первушин И. А. , московской коммерции советник;

Полуденная М.И. , артистка;

Полуденный Н.М. , артист;

Попович Г.С., гурзуфский житель;

Савищев М.Н. , учитель;

Токарева Е.А. , скульптор;

Томашевский Борис Викторович, литературовед;

Трусевич Д.А. , директор «Артека»;

Фон-Фик, семейство;

Цебровский Л.О., инженер.