Вилла «Мурад-Авур»

Вилла «Мурад-Авур»
Гаспра, Алупкинское шоссе, 60

В марте 1909 участок земли площадью 3100 кв. саженей (1,41 га) в Мисхоре был приобретен у нескольких владельцев (В.И. Токмаковой и Н.Н. Титушкина) генерал-майором свиты Его Величества Николаем Николаевичем Комстадиусом (1864‒1917), представителем старинного шведского дворянского рода, с конца ХVIII в. находившегося на службе России. В апреле 1909 владелица имения «Чаир» вел. кн. Анастасия Николаевна подарила «в вечное и потомственное владение» Н.Н. Комстадиусу 40 кв. саженей на берегу Черного моря, а в октябре того же года к участку присоединили еще 189 саженей в деревне Гаспра, купленных у В.И. Малама.
Лесистая территория потребовала преобразовательных усилий, и, по свидетельству П.А. Балашова, управляющего нового имения, для подготовки площадки под строительство господского дома пришлось убирать скалу в центре участка и сооружать подпорные стенки. За этим последовало строительство в 1909‒1910 3-этажного флигеля для временного проживания семьи владельца, пока возводился Главный дом. Автором его проекта стал уже прославившийся ялтинский архитектор Николай Петрович Краснов (1864‒1939), осуществлявший в это время проектирование и строительство Большого Ливадийского дворца. Как и остальные свои произведения, виллу «Мурад-Авур» Н.П. Краснов спроектировал и построил в сжатые сроки, уже к 1911.
«Исполнение желаний» ‒- так переводится с татарского языка название виллы, стало воплощением мечты хозяев иметь просторный дом для большой семьи Комстадиусов, у которых было 5 детей, множество родных и гостей. Дом, который часто назывался дворцом, отлично вписался в окружающий ландшафт. С учетом перепада высоты площадки, он имел с южной стороны 3 этажа, а с северной – 2 этажа. Его классические формы (архитектор Н.П. Краснов определял архитектурный стиль здания как «неороманский»), монументальность и скромность в декоре отражали и вкусы заказчиков проекта. А южный, приморский облик этой вилле придали открытые балконы, лестницы и террасы. Парадный вход в дом с его северной стороны, оформленный в виде арочного портала, зрительно удачно увязан с очертаниями фонтана перед ним. Искусная каменная резьба на фронтоне над входом в дом, пожалуй, — единственный декоративный элемент в строгой архитектуре всего строения. В оформлении южного фасада, особенно в центральной части его, где плоские пилястры и полуколонны обрамляют окна, что придает всей композиции некоторую «устремленность ввысь» и облегчает общую фасадную монументальность, просматривается влияние модного в это время стиля «модерн».
Парадные покои из 17 комнат располагались на первом этаже: вестибюль, столовая, гостиные, среди которых выделялась, по определению Н.Н. Комстадиуса, «арабская комната» с пристенным мраморным «фонтаном слез» и камином в восточном стиле.
На расчищенном лесистом участке были оставлены красивые и крепкие природные растения, к которым в 1913‒1916 подсадили 300 пирамидальных кипарисов и 50 растений других пород – пихт, сосен, лавров, кленов, добавивших традиционной южнобережной «экзотики» к природному аборигенному ландшафту Южного берега Крыма. Кроме того, еще раньше, в 1911, подобно херсонскому имению Комстадиусов Фалеевке-Садовой, в южнобережной усадьбе были высажены 200 яблонь, 13 груш, 10 слив и 20 персиков.
Расширяя свои владения, Н.Н. Комстадиус покупает в 1911 еще 231,75 кв. саж. земли у В.И. Токмаковой и Н.Н. Титушкина, а в 1913 – еще 900 саженей под виноградник (который начнет плодоносить только уже во время новых владельцев, в 1921). Имение постепенно обзавелось необходимыми хозяйственными постройками – каменными конюшнями, теплицами, кухонной пристройкой к флигелю и пр. Перед Главным домом был разбит розарий из 200 кустов роз, покрытые гравием дорожки пересекли парк, появился теннисный корт.
Вдумчивое и бережное преобразование природного ландшафта Мисхора в курортную территорию гармонично вписывало в него новорожденные южнобережные усадьбы и имения, и вилла «Мурад-Авур» не являлась в этом отношении исключением. Со временем она превратилась в одно из самых успешных экономических хозяйств Южнобережья, и таковым вошла в новое время, став элементом «Южсовхоза», а затем вскоре под эгидой только что созданного районного курортного управления в апреле 1921 превратилась в санаторий «Марат», получивший свое название в честь героя Французской революции. Владелец виллы «Мурад-Авур» не дожил до этих трансформаций, а его семья в 1919 оказалась в числе эмигрантов, как и многие другие владельцы южнобережных поместий. Новая жизнь виллы в качестве санатория значительно преобразовала ее облик, особенно, в послевоенный период: практически утрачены все хозяйственные постройки имения, а на их месте и вокруг, для увеличения количества отдыхающих, были построены корпуса санатория, в настоящее время также обветшавшие. В последние 20 лет на территории санатория парк-отеля «Марат» продолжали строиться различные сооружения, возводимые без всякого учета природного и исторического окружающего ландшафта.
В 2011 хорошо сохранившийся Главный дом имения – одно из знаковых творений Н.П. Краснова, вместе с небольшим фрагментом парка (1 Га) перешел в частную собственность и вновь стал называться виллой «Мурад-Авур». В 2019 «новая» вилла выставлена на продажу.

Литература

Калинин Н., Кадиевич А., Земляниченко М. Архитектор Высочайшего Двора. Симферополь, 2011.
Шантырь С.П. Солнечная тропа. Симферополь, 1976.
Автор статьи
СЁМИНА Наталья Николаевна (Ялта)
Дата написания
16.11.2019
Сохранность: Под угрозой
Вилла «Мурад-Авур» не охраняется в качестве объекта культурного наследия – памятника архитектуры. Ее территория на протяжение почти 100 лет эксплуатировалась санаторием, который бесконтрольно решал свои хозяйственные задачи по собственному усмотрению, сохранив, тем не менее, без всяких перестроек Главный дом имения (арх. Н.П. Краснов). Что происходило внутри здания с 2011, когда оно попало в частную собственность, неизвестно. Внешняя сохранность здания удовлетворительная. Творение Н.П. Краснова, как памятник южнобережной курортной архитектуры, безусловно заслуживает статуса ОКН, как и примыкающая парковая территория, огражденная в настоящее время неприступным забором.
Без утверждения предмета охраны памятника, границ его территории и зон охраны прилегающая территория может быть застроена, а сохранившаяся часть исторического ландшафта – утрачена.
Государственный реестр Не внесен
Охранный статус: Не охраняется
Типы памятника
Усадьба
Современное использование
Частная вилла
Доступность : Ограниченная
Главный дом имения находится в частном владении и недоступен для осмотра. Часть парка, принадлежащая парк-отелю «Марат», ограниченно доступна.
Персоны
Анастасия Николаевна, великая княгиня;

Балашов Петр Алексеевич (Андреевич);

Комстадиус Николай Николаевич, генерал-майор;

Краснов Николай Петрович, архитектор;

Малама Вера Ивановна;

Титушкин Николай Николаевич;

Токмакова Варвара Ивановна.